1. Перспективное законодательство: отчет об управлении и отчет о платежах в пользу государства – ожидаем документы от Минфина. Изменения в порядок подачи финотчетности. Закон «О валюте», законопроект о восстановлении кредитования, самые важные и резонансные разъяснения контролирующих органов по налоговым, учетным, проверочным вопросам с подробным комментарием.
2. Впереди отчетность за 2-й квартал и полугодие. Исправляем выявленные бухгалтером ошибки.
3. Новое и актуальное об НДС.
4. Отпуска-2018.
Перспективное законодательство: отчет об управлении и отчет о платежах в пользу государства – ожидаем документы от Минфина. Изменения в порядок подачи финотчетности. Закон «О валюте», законопроект о восстановлении кредитования, самые важные и резонансные разъяснения контролирующих органов по налоговым, учетным, проверочным вопросам с подробным комментарием.
Обнародован проект изменений к Национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и 2 «Консолидированная финансовая отчетность»
С целью усовершенствования нормативно-правовых актов по бухучету Минфин подготовил и обнародовал проект приказа, которым утверждаются изменения в:
НП (С) БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»
НП (С) БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность».
В частности, проектом приказа предлагается утвердить новые формы финансовой отчетности:
1) Отчет о платежах в пользу государства
Его должны будут подавать не позднее 28 февраля предприятия, представляющие общественный интерес, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения (секция В разделы 05-08 КВЭД ДК 009: 2010) или заготовку древесины (секция А раздел 02, класс 02.20 КВЭД ДК 009: 2010).
Этот отчет содержит информацию о платежах, уплаченных или подлежащих уплате в пользу государственного или местных бюджетов, в частности, приводится информация об общей сумме платежей по видам платежей и по каждому объекту недропользования / использование лесных ресурсов
2) Отчет об управлении
По проекту форму отчета об управлении утверждать не будут. Поэтому каждое предприятие в соответствии с определением и описанием содержания этого отчета должен самостоятельно разработать его форму.
Отчет об управлении содержит дополнительную информацию не включенную в финансовую отчетность, в том числе достоверный обзор развития предприятия и его деятельности за отчетный период с описанием рисков, с которыми сталкивается предприятие.
Отчет об управлении должен содержать финансовую и в случае необходимости нефинансовую информацию, в том числе информацию экологического и социального характера. Анализ по финансовой отчетности предприятия приводится с соответствующим описанием и объяснениями.
Предприятия в этом отчете будут раскрывать информацию о возможных перспективах дальнейшего развития, деятельность в сфере исследований и разработок, информацию о приобретении акций, использования предприятием финансовых инструментов, склонность предприятия к рискам (ценовой риск, кредитный риск, риск ликвидности, риск денежных потоков) и др.
Средние предприятия имеют право не отражать в отчете об управлении нефинансовую информацию.
17 мая 2018 г. принят за основу законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования», в котором предлагается:
1) Уменьшить финансовую нагрузку на заемщиков, что будет способствовать восстановлению экономики и активизации кредитованию физических лиц, прежде всего для улучшения жилищных условий;
2) устранить схемы незаконного вывода имущества из-под обременения кредитора;
3) упростить процесс и уменьшить расходы должников и кредиторов (взыскателей) при урегулировании долга за счет совершенствования внесудебных инструментов;
4) урегулировать пробелы по погашению кредитов в случае признания наследства выморочным и ряд других вопросов в процессе наследования;
5) согласовать нормы Закона Украины «О банках и банковской деятельности», а также часть подзаконных нормативных актов о порядке соблюдения прав наследников с положениями Гражданского кодекса Украины;
6) для физлиц установить, что после завершения внесудебного урегулирования любые следующие требования ипотекодержателя по выполнению должником - физическим лицом основного обязательства недействительны, если иное не определено договором ипотеки или договором о предоставлении кредита или договором об удовлетворении требований ипотекодержателя.
Для юридических лиц после завершения внесудебного урегулирования любые следующие требования ипотекодержателя по выполнению основного обязательства действительны, если иное не определено договором ипотеки или договором о предоставлении кредита или договором об удовлетворении требований ипотекодержателя.
7) уточнить в ГКУ, в случае изменения обязательства без согласия поручителя, вследствие чего увеличился объем ответственности должника, такой поручитель несет ответственность за нарушение обязательства должником исключительно в объеме, который существовал до такого изменения обязательства. В то же время предлагается четко установить, что поручительство прекращается полным исполнением основного обязательства или если кредитор в течение срока общей исковой давности не предъявит иска к поручителю;
8.) уменьшить сроки предъявления кредитором наследодателя требований к наследникам (с одного года до 6 месяцев со дня получения наследником свидетельства о праве на наследство или со дня, когда он узнал о принятии наследства или о получении наследником свидетельства о праве на наследство). Это исключает ситуацию, когда банк не знал и не мог знать об открытии наследства;
9) сузить норму об обязанности наследника обратиться за свидетельством о праве на наследство. Предлагается применить такую обязанность только для обремененного имущества, аналогично действующего обязанности обратиться за свидетельством о праве на наследство, если в ее состав входит недвижимое имущество;
10) обязать ипотекодержателя (кредитора) освобождать ипотечное имущество от наложенных им обременений не позднее чем через 14 дней со дня полного погашения задолженности ипотекодателем (должником);
11) оставить в силе норму ГКУ, которым устанавливается, что в случае применения изменяемой процентной ставки в кредитном договоре должен определяться максимальный размер процентной ставки.
12) уточнить норму о доступе банков в Государственный реестр актов гражданского состояния. Предлагается предоставлять такой доступ в порядке и объеме, установленном Министерством юстиции, при наличии письменного согласия физического лица, которого касаются сведения, указанные в актовых записях.
Впереди отчетность за 2-й квартал и полугодие. Исправляем выявленные бухгалтером ошибки
Как гласят нормативные документы о бухучете, бухгалтерскую справку составляют для исправления ошибок прошлых периодов.
Согласноп. 4.3 Положения № 88 ошибки в учетных регистрах за прошлый отчетный период исправляют способом сторно. В этом случае составляется бухгалтерская справка, в ней отражают:
ошибку - красными чернилами, пастой шариковых ручек и т.п. или со знаком «–»;
соответствующую правильную запись – чернилами, пастой шариковых ручек и т.п. темного цвета.
Таким образом, в месяце обнаружения ошибки:
- аннулируют неправильную запись;
- отражают правильную сумму и корреспонденцию счетов бухучета.
В Методрекомендациях № 356 есть форма бухгалтерской справки. Вопрос в том, является ли бухгалтерская справка первичным документом?
Первичным является документ, содержащий сведения о хозяйственной операции, которой в свою очередь является действие (или событие), вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона о бухучете).
Поскольку бухгалтерская справка, в большинстве случаев, может содержать сведения о хозяйственных операциях.Чаще всего, на основании бухгалтерской справки, формируются (корректируются) соответствующие финансовые показатели, прямо или косвенно влияющие на структуру активов, обязательств и собственного капитала. Бухгалтерская справка может считаться первичным документом.
В письме № 31-11410-06-5/11705 указано, что для отражения расходов, по которым на момент составления финотчетности не получено от контрагентов первичных документов, ответственное лицо должно составить и передать в бухгалтерскую службу документ (например, бухгалтерскую справку) с указанием расчетной суммы расходов. Это означает, что бухгалтерская справка не только признана первичным документом (ведь только на их основании в соответствии со ст. 9 Закона о бухучете можно делать записи в бухучете), но и делегированы ей полномочия заменителя первичных документов поставщика, поскольку в этом письме указано, что достаточным до момента получения первичных документов от контрагента является применение первичных документов, созданных предприятием самостоятельно в произвольной форме с соблюдением требований Закона о бухучете относительно обязательных реквизитов первичного документа.
Налог на прибыль
Как уже отмечалось, в письме № 31-11410-06-5/11705 бухгалтерская справка признана первичным документом для отражения расходов на период отсутствия документов поставщика именно для целей бухучета и составления финотчетности. Однако в этом письме не указано, что его выводы распространяются также на налоговый учет. Отметим, что пока нет однозначного разъяснения относительно того, будут ли при проверке признаны в целях налогообложения расходы, отраженные в бухгалтерском учете на основании справки (при временном отсутствии документов поставщика). Поэтому на практике бухгалтеры, как правило, избегают подобных ситуаций. Считаем, что безопаснее на момент проверки получить первичные документы от поставщика в подтверждение понесенных расходов.
Налог на добавленную стоимость
Согласно пп. «в» п. 201.11 ст. 201 Налогового кодекса бухгалтерская справка, составленная в соответствии с п. 36 подраздела 2 раздела ХХ этого Кодекса, является одним из оснований для зачисления сумм НДС в налоговый кредит без получения налоговой накладной.
Так, налогоплательщик имеет право включить на основании бухгалтерской справки в налоговый кредит исходя из базы налогообложения. Но необходимо иметь в виду, что на основании бухгалтерской справки можно включить в налоговый кредит суммы налога согласно п. 36 подраздела 2 раздела XX Кодекса только при наличии налоговой накладной поставщика, зарегистрированной в ЕРНН.
Новое и актуальное об НДС:
Новая функция электронного кабинета по формированию РК |
Теперь в сервисе "Електронний кабінет" у плательщиков НДС появилась возможность отслеживать всю информацию о корректировке налоговой накладной (НН). В личной части сервиса стал доступен просмотр полной информации о НН.
ДФС ввела для плательщиков НДС новый сервис, который позволяет показывать максимально подробную информацию о налоговой накладной, учитывая все зарегистрированные в ней расчеты корректировки.
Цель этого нового сервиса - сокращение ошибок, которые могут быть допущены при составлении НН и РК. Доступ к такой информации можно получить только в личном кабинете, в разделе "ЕРНН".
По указаным опциям поиска НН показывается окончательных расчет с учетом потом зарегистрированных к ней РК по таким параметрам:
«Регистрационный номер»;
«Признак документа (ПН-0, РК-1)";
«Номер документа»;
«Дата составления документа»;
«Причина
корректировки (РК)";
«Номер строки ПН
(номер строки НН, корректируется)";
«Номер строки в xml файле»;
«Объемы поставок без НДС»;
«Количество (ПН, гр.6)";
«Цена (ПН, гр.7)";
«Изменение количества (ЖК, гр.7)";
«Цена указана в гр. 8 РК «Изменение цены (ЖК гр.9)";
«Количество указанная в гр.10 РК»;
«Код товара согласно УКТ ВЭД (ПН РК)»;
«Код услуги согласно ДКПП (ПН РК)»;
«Признак импортируемого товара (ПН РК)»;
«Код ставки (ПН РК)»;
«Код единицы измерения (ПН РК)»;
«Название единицы измерения»;
«Сводная НН РК в сводной НН»;
«Причина по которой не подлежит непредоставление получателю»;
«Описание товара услуги».
Раздача рекламных каталогов не облагается НДС и относится к валовым расходам в полном объеме.
«Выставка - мероприятие, связанное с демонстрацией продукции, товаров и услуг, которое способствует продвижению их на внутренний и внешний рынок с учетом его конъюнктуры, созданию условий для проведения деловых переговоров с целью заключения договоров о поставках или протоколов о намерениях, создания совместных предприятий, получения инвестиций»1.
«Реклама - информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара»2.
То есть можно сделать вывод: бесплатная раздача каталогов на выставке, содержащих информацию о продукции, которой торгует предприятие, будет полностью относиться к расходам на рекламу в налоговом учете согласно первому абзацу пп. 5.4.4 Закона о прибыли. Что касается валовых доходов у предприятия при бесплатной раздаче каталогов со своей продукцией, то невозможно достоверно определить доход, поскольку его просто нет, а значит, нет валовых доходов по такой операции.
Проанализируем, будет ли такая бесплатная раздача базой для обложения НДС? Ведь, с одной стороны, у нас есть п. 4.2 Закона о НДС, указывающий: «В случае поставки товаров (работ, услуг) без оплаты... база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен».
А поставка товара согласно п. 1.4 этого же Закона предусматривает переход права собственности на такой товар за компенсацию или без. В рассматриваемом случае при бесплатной передаче каталогов (брошюр, прайс-листов) потенциальным покупателям на выставке последние получают не товар, а информацию о нем и о предприятии, т. е. нет факта поставки, а есть факт осведомленности потенциальных покупателей о товаре, услугах. Значит, нет и базы для начисления НДС. Можно сделать вывод: каталоги с информацией о продукции предприятия при их бесплатной раздаче являются товарно-материальными ценностями, выполняющими исключительно рекламную функцию, поэтому не являются объектом обложения НДС при такой раздаче.
Если за товар платит третье лицо, кто и как оформляет НН?
ГФС в письме от 30.08.2016 № 14970/5/99-99-15-03-02-16 рассмотрела особенности составления, регистрации налоговых накладных в ЕРНН в рамках выполнения договора подряда о присоединении к электрическим сетям и формирования налогового кредита по НДС по таким налоговым накладным. Налоговики сообщили, что независимо от того, что по условиям договора исполнение обязанности по оплате за товары / услуги возложено на другое лицо, налоговая накладная составляется и регистрируется в ЕРНН продавцом товаров / услуг на покупателя (получателя) таких товаров / услуг. Согласно условиям договоров подряда плательщик не является получателем результатов выполненных работ, законодательные основания для составления подрядчиком-исполнителем налоговой накладной и регистрации его в ЕРНН на плательщика отсутствуют. В этом случае подрядчик-исполнитель обязан составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН на заказчика, который является получателем выполненных работ (покупателем). При этом, поскольку заказчиком не осуществляется оплата подрядчику-исполнителю за выполненные работы, законодательные основания для отнесения сумм НДС в состав налогового кредита по такой налоговой накладной у заказчика отсутствуют.
03.04.2018 г. на официальном сайте ГФС Украины обнародован проект Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 года № 117». Проектом Постановления внесены изменения признаков, в случае соответствия которым налоговые накладные/расчеты корректировки не подлежат мониторингу.
В частности, предлагается, что все налоговые накладные/расчеты корректировки (кроме налоговых накладных, не подлежащих предоставлению получателю (покупателю) и/или составленные по операциям, освобожденным от налогообложения) подлежат мониторингу и проверяются на соответствие критериям рисковости плательщика налога, критериям рисковости осуществления операций и показателям положительной налоговой истории плательщика налогов.
Таким образом, предлагается сократить признаки, при условии соответствия которым налоговая накладная/расчет корректировки не подлежат мониторингу.
Напомним, что действующей редакцией постановления № 117 установлены следующие признаки НН/РК, при условии соответствия одной из которых регистрация в ЕРНН осуществляется без проведения мониторинга:
1) налоговая накладная, не подлежащая предоставлению получателю (покупателю) и/или составленная по операции, освобожденной от налогообложения;
2) объем поставки, указанный плательщиком налога в НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, с учетом представленной на регистрацию в ЕРНН НН/РК, составляет менее 500 тыс. грн и руководитель — должностное лицо такого плательщика налогов является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков;
3) одновременно значение показателей D и P, рассчитанных в приведенном в этом подпункте, имеют следующие размеры: D>0,03, Р<Рмх1,4
Отпуска-2018
Статьей 3 Закона об отпусках определено право на отпуска в случае увольнения работника. По желанию работника в случае его увольнения (кроме увольнения за нарушение трудовой дисциплины) ему должен быть предоставлен неиспользованный отпуск с последующим увольнением. Датой увольнения в этом случае является последний день отпуска. В день увольнения работнику должны быть выплачены все суммы, принадлежащие ему от предприятия.
В случае увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора неиспользованный отпуск может по его желанию предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично превышает срок трудового договора. В этом случае действие трудового договора продлевается до окончания отпуска.
Непредоставление работодателем наемным работникам ежегодных отпусков полной продолжительности в сроки, определенные Законом об отпусках и КЗоТ, является грубым нарушением законодательства о труде, за что он может быть привлечен к ответственности согласно законодательству.
Если работник по каким-то причинам не воспользовался своим правом на ежегодный отпуск за несколько предыдущих лет, он имеет право использовать их, а в случае увольнения, независимо от оснований, ему должна быть выплачена компенсация за все неиспользованные дни ежегодных отпусков согласно ст. 24 Закона об отпусках.
Законодательством не предусмотрен срок давности, после которого работник теряет право на ежегодные отпуска. Нормативно-правовые акты не содержат запрета предоставлять ежегодные отпуска в случае их неиспользования.
Определение продолжительности отпусков
В соответствии со ст. 5 Закона об отпусках продолжительность отпусков рассчитывается в календарных днях (далее – к. д.) независимо от режимов и графиков работы.
Праздничные и нерабочие дни*, установленные ст. 73 КЗоТ, при определении продолжительности ежегодных отпусков и дополнительного отпуска работникам, имеющим детей (ст. 19 Закона об отпусках), не учитываются.
Понятие "праздничный и нерабочий день" нужно отличать от понятия "выходной день". Выходные дни в продолжительность ежегодного отпуска и отпуска работникам, имеющим детей (ст. 19 Закона об отпусках), включаются, как и любые другие к. д. Поэтому отпуск не продлевается на количество выходных дней, приходящихся на период отпуска.